МОРФОЛОГИЯ И ТРЕХМЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
РУДНИКА-ПЕЩЕРЫ КАН-И-ГУТ
Morphology and 3D images of the Kan-i-Gut mined cave
стр.
1, 2,
3,
4
Методика построения 3D модели
Сканированные с разрешением 300 dpi графические данные (план и
вертикальная проекция), изначально представленные в формате JPEG в
виде файлов размером порядка 104х104 пикселей,
подвергались предварительной обработке на компьютере программой
Photoshop, чтобы путем удаления "шумов", регулировки контраста и
яркости изображений придать им наибольшую разборчивость. Далее
изображения разрезались на отдельные фрагменты и распечатывались в
подходящем для работы масштабе на листах формата А4 с перекрытием.
Затем листы склеивались. Оцифровка материала производилась следующим
образом. Выбиралась определенная топографически выясненная
последовательность пикетов нити съемки, а также контуров
соприлегающих стен хода или камеры, начиная с верхнего (в случае
вертикальной проекции – ближнего), наиболее читаемого горизонта. При
этом детали нижних (более удаленных) горизонтов вычленялись из
суммарного изображения средствами программы Photoshop. Так
формировались план и вертикальная проекция верхнего (ближнего)
горизонта. Затем из суммарного изображения вычитались уже выясненные
элементы данного горизонта, и начиналась расшифровка линий
следующего горизонта тем же способом. Процедура продолжалась до
полного расчленения элементов всех горизонтов.
Рис. 1
показывает пример разделения горизонтов участка плана в отделе
Главного входа в Кан-и-Гут: исходное изображение участка (а) и
выделенное из него изображение нижнего горизонта (б).
Затем начиналась собственно оцифровка графического материала. От
пикета к пикету при помощи линейки и транспортира измерялись
следующие параметры:
-
на плане – азимутальный угол (α,
град.) и длина проекции расстояния (с учетом масштаба чертежа)
от данного пикета до следующего пикета (Pxy
, м), расстояния до стен направо (R) и налево (L);
-
на вертикальной проекции – угол наклона проекции на
меридиональную плоскость (Ψ,
град.), длина проекции расстояния до следующего пикета (Pyz
, м), а также расстояния до потолка (U) и пола (D).
Если угол наклона линии топографической съемки превышал 50о,
вместо расстояний до стен по вертикали использовались расстояния
вперед-назад вдоль азимута хода.
Далее рассчитывались:
Тригонометрию задачи поясняет
рис. 2.
Цифровые данные заносились в таблицу в соответствии с правилами,
принятыми в топографической съемке пещер, и затем обрабатывались при
помощи программы Compass, версия 5.12.2.1.167, Fountain Computer
Products, распространяемой условно бесплатно (официальный сайт
компании). Пользовательские установки программы, необходимые для
наилучшего отображения конфигурации стен ходов и камер, тщательно
подбирались опытным путем. Важнейшие из них находятся в меню
"Предустановки (Preferences)", подменю "Моделирование стен хода
(Passage Wall Modelling)".
Полученное 3D-изображение далее преобразовывалось при помощи той же
программы в графический формат VRML, удобный для просмотра в среде
интернет-обозревателей Internet Explorer, Opera и т.п. Процедуре
прорисовки стен подземелья уделялось особое внимание. В случае камер
и ходов особенно сложной конфигурации на схемы дополнительно
наносились промежуточные "виртуальные" пикеты, чтобы картина как
можно более соответствовала исходному чертежу.
Всего для оцифровки плана и проекции потребовалось выполнить более
1000 замеров. Помимо того, для расширенного отображения подземелий
Кан-и-Гута с частью современных выработок по первый горизонт
включительно, использованы топографические съемки: штольни №1 с
центральной шахтой, участка карстовой полости от "серпантина" Дна
Второй пропасти со смежным штреком нулевого горизонта до Входной
камеры (экспедиция 2009 г., руководитель В. Цибанов), нулевого и
первого горизонтов современных выработок (материалы спелеоклуба
"Сибирь", Новосибирск). Отдельно, для целей сравнительного анализа,
была выполнена оцифровка топографических чертежей И.Г. Белова,
опубликованных в статье М.Г. Попова (1924) – плана и вертикального
разреза-развертки основного хода пещеры.
стр.
1, 2,
3,
4