|
Немного о себе и Кани-гуте
Мне довелось 40 лет жить в Фергане и из них заниматься спелеологией более 25 лет.
В Канигут (Рудник Погибели) [1] я впервые попал в 1969 году. Потом возил туда
геологов. В 1987 году, работая заведующим отделом природы в Ферганском Областном
Краеведческом Музее, мне довелось организовать экспедицию, основной целью которой
было психологическое исследование восприятия пещер человеком. Мы обследовали 10
подземных полостей, включая рудник Канигут, где, кроме основных занятий, был
предпринят поиск материальных следов религиозного культа, сведения о котором
содержались в трактате, приписываемом Ибн Сине (Авиценне) [2]. В экспедиции в
Канигут участвовало девятнадцать человек, большая часть которых никогда не бывала
в пещерах. Это было необходимо для чистоты исследовательского эксперимента.
В Канигуте мы провели топографическую съемку основного хода пещеры, пытаясь
выявить хоть какие-то соответствия со средневековым рассказом. Однако следы
культа найдены не были, поскольку привходовая часть была полностью видоизменена
в сороковые года XX века, а в глубине пещеры если и были культовые проявления,
то они затерялись в отходах рудничной деятельности. В процессе проведения
экспедиции в Канигут ферганский журналист Макс Лурье опубликовал в нескольких
номерах газеты «Ферганская правда», так сказать, «горячие материалы с места
событий», назвав их романтически «По лабиринту, в глубь земли».
Надо сказать, что психологические исследования пещер весьма докучливое занятие.
Мало того что налазишься в дыре целый день, как тут же на выходе группу
отлавливает психолог и, умильно глядя в глаза, раздает анкеты - «заполните
пожалуйста, ну что вам стоит». Особенно забавлял вопрос в одной из анкет –
«вы чувствуете себя отдохнувшим?». Кроме того, вдоволь набродившись по Канигуту
и наслушавшись страшных рассказов о несчастных подневольных искателях кладов,
гибнувших в пещере «пачками», психолог задался другим волнующим его вопросом –
«что бы вы предпочли, попав в критическую ситуацию, немедленную смерть или
полную свободу на дне второй пропасти, но без света и воды». Все участники
независимо от спелеологического опыта предпочли шанс на выживание, в надежде
на то, что каким-то чудом им удастся выбраться на поверхность, чем немало удивили
пессимистично настроенного психолога.
Зная о том, что Канигут пещера не простая, все-таки Рудник Погибели и Страшилище,
мы с психологом ожидали каких-то характерных эмоциональных реакций у участников,
вызываемых депрессивным воздействием пещеры. Поэтому, прежде чем отправиться в
путь, все члены новоиспеченной команды спелеологов прошли тестирование на выявление
особенностей личности и характера. К нашему удивлению разношерстная команда,
мотивированная на посещение уникальной пещеры и желающая ее посетить, выдала в
тестах (из подсознания), что предпочла бы собственно не пещеры, а более
привлекательный берег моря. И вообще, они готовы ехать и лезть куда угодно,
особенно в хорошей компании.
А компания и вправду была хорошей и веселой. Новичков под землю самостоятельно не
пускали. Ребята со спелеологическим и горным стажем обеспечивали безопасность на
всех выходах, прежде познакомившись с пещерой, пройдя основной ход Канигута от
входа до выхода [3]. Участники экспедиции перед входом в пещеру и при выходе из
нее заполняли спортивный тест САН (Самочувствие, Активность, Настроение). Тест,
вопреки ожиданиям, не выявил никаких отрицательных состояний. Все были бодры,
веселы и полны исследовательского энтузиазма. Спадов настроения и депрессий к
счастью не наблюдалось. Для сравнения хочу сказать несколько слов о горном узле
Кекирим-Тау. Группа (примерно в том же составе, что была и в Канигуте), углубившись
в запутанные каньоны, без всяких видимых причин, как сейчас выражаются, огребла
по полной. Там было все - и подавленное настроение, и утрата интереса, и отказ
от еды, и желание поскорее убраться прочь. Канигут же не произвел на молодых,
сильных и здоровых ребят гнетущего впечатления в отличие от несчастных рудокопов
прошлого, нищих, униженных, полуголодных, работающих в невыносимых условиях с
ничтожным освещением. Даже геологи прозвали пещеру Страшилищем не за подавляющее
воздействие на психику, а за размеры и запутанность ходов, тогда как средневековые
рудокопы вкладывали в название Рудник Погибели что-то неотвратимое и инфернальное [4].
Специально составленные опросники СОП (Субъективная Оценка Пещеры) позволили выявить,
каким же все-таки люди воспринимают Канигут. Участники экспедиции заполняли анкеты
неоднократно, как для всей системы после первого и последнего посещения, так и
отдельно, для каждого крупного участка. Обработка ряда субъективных оценок дала
следующую общую объективную картину:
● Восприятие параметров пещеры: сильно величественная, большая, длинная, высокая;
слегка вертикальная.
● Восприятие общего состояния пещеры: сильно сухая; средне нескользкая, шероховатая,
жесткая, каменистая, пыльная, мрачная, душная; немного грязная, холодная, угловатая,
колючая.
● Эмоциональное восприятие пещеры: средне интересная и красивая; немного опасная и
настораживающая, но приятная, увлекающая, добрая, мирная и необычная.
● Восприятие цвета пещеры: немного черная и коричневая.
● Восприятие вкуса пещеры: слегка горькая и соленая.
● Восприятие запаха пещеры: немного ароматная.
● Восприятие звука пещеры: немного тихая и глухая.
Мнения участников экспедиции о ходах и залах пещеры высказывались в «Свободном
описании пещеры». Эти бесхитростные литературно не обработанные впечатления
особенно интересны тем, что они свежие, полученные непосредственно с места
действия. В списке имена участников (мужчин – м, женщин - ж) из соображений
конфиденциальности сознательно заменены на названия их профессиональных занятий
или увлечений. Правда конфиденциальность получилась довольно-таки прозрачной,
но, надеюсь, узнанные кем-то ребята меня простят.
Помимо описаний, позволяющих участникам выразить свои эмоции, мы с психологом
решили еще больше усложнить задания. Как известно, любое название географического
объекта не возникает случайно. Часто оно является как бы его прозвищем, в одном
или двух словах передающем саму суть этого объекта. Далеко ходить не будем:
Канигут – Рудник погибели – Страшилище. Назвали – как приклеили, не отдерешь.
Переназови как угодно, все равно в народе останется прежнее имя. Вот мы и
предложили давать пещере в целом и ее отдельным участкам собственные имена.
Такого рода творчеством занимались и геологи в 1920 году, составляя план Канигута.
Что у нас получилось, судите сами [5].
Валентин Огудин. Ноябрь 2013 г.
Альпинист (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Пещера очень темная и
мрачная своим внутренним видом. Имеет множество ходов, как легких и безопасных,
так и тяжелых и опасных. Немного сырая, пустая, загадочная и глубокая.
Название, данное пещере после первого посещения: Жутко-выбранная.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Пещера имеет
небольшие и не слишком сложные в смысле скалолазания маршруты. Серая, пыльная,
есть узкие переходы, лабиринты. А в общем - очень большая и объемная. Имеет высокие
залы и глубокие колодцы, переходящие из зала в зал.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Свинцовая;
первая пропасть – Сыпучий (зал); вторая пропасть – Объемный (зал); зал с верблюдом – Верблюжий.
Археолог (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Большая, запутанная, испорченная рудником
40-х годов. Сухая, очень пыльная, большие залы и узкие проходы, глубокая в несколько ярусов,
пока непонятная, интересная для познания, может дать интересный исторический материал, но не
хочет (пока). Повторять пройденные маршруты особого желания нет.
Название, данное пещере после первого посещения: Утроба голодного негра.
Гидролог 1 (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Канигут это огромная полость, образованная
мощным разломом и большим количеством последующих обвалов. Абсолютно безводная пыльная дыра, глухая
и безрадостная, огромные залы странной конструкции, ненужные штольни. Интересная структура
пересекающихся полостей. Многоцветная с подавляющим коричневым оттенком.
Название, данное пещере после первого посещения: Провал имени Культурной Революции.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Каменный газон; первая
пропасть – Сыпучая яма; вторая пропасть – Зал приятных сновидений; зал с верблюдом – Дом черепахи.
Гидролог 2 (ж)
Описание всей пещеры после первого посещения. Увлекательная, интригующая, величественная,
коричнево-теплая загадочность, то ровная, то с подвохом, как женщина, то провалы резкие, то взлеты,
пещера с хорошим вкусом.
Название, данное пещере после первого посещения: Пещера сбывающихся надежд.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Канигут как женщина, то ровная и
спокойная, то разлетающаяся ввысь и вширь, образуя величественные залы и таинственные переходы;
хранящая внутри себя, то милые безделушки, то вековые тайны.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – как женское имя «Канигут».
Гляциолог (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Огромная, черная, пыльная, глубокая яма, производящая
мрачное впечатление. Сухая. Влекущая в неизведанные глубины ходов и пропастей.
Название, данное пещере после первого посещения: Черная бездна.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Гигантские мрачные полости, узкие пыльные
ходы, лабиринты, перемежающиеся со штольнями. Причудливые завалы в залах, множество ходов. Манящее и пугающее,
влекущее подземелье, царство мрака.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Черная бездна; первая пропасть
– Каменный мешок; вторая пропасть – Расщелина дьявола; зал с верблюдом – Призрак.
Горный турист (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Далеко и неудобно добираться, безводная, но не холодная,
зато довольно объемная, извилистая и в меру пыльная, промышленной культурой искалеченная, прихожими людьми
изувеченная, подписями расцвечена, для меня интересна, местами отвесна.
Названия, данные пещере после первого посещения: Извилистая, Многоярусная, Опасная, Глубокая, Загадочная.
Описание правой части системы ходов пещеры, после последнего посещения. Основной вход расположен на
западной оконечности каменного гребня, размеры входа – высота примерно 6 м, ширина примерно 10 м. Вход в систему через
тоннель – высота 1,8 м х 1,6 м. До естественного хода по тоннелю около 100 м, затем около 15 метров крутой спуск на
60о, и затем довольно просторный и относительно удобный ход до двух залов. Перед входом в оба зала ход
поворачивает примерно на 900 влево. Есть несколько ходов, выводящих в оба зала и круто обрывающихся (опасно!).
Глубина залов примерно метров около 20 с точки спуска по прямой. Вход в левую систему внизу зала справа по ходу.
Залы высотой около 10-15 м, длина залов около 100 метров с множеством ходов. Залы не имеют натечных форм.
Названия, данные правым участкам пещеры после последнего посещения: 1-я пропасть: Зал надежд, Пыльный,
Пропасть; 2-я пропасть – Зал грешников, Привходовой, Провал.
Описание левой части системы ходов пещеры, после последнего посещения. Вход круто уводит вниз, примерно
на 60о, и находится по вертикали выше входа в правую систему примерно на 40 м. Через небольшой зал от входа,
поворачиваем примерно на 900 и метров через 60 идем по просторному и некрутому спуску, затем немного (примерно 15 м)
тесноватого хода и крутой спуск, примерно 10 м, 800. Затем система узких ходов, лестница 18 м на тросах, ход над
колодцем, спуск по лесенке (6 м) в зал «Нефертити», и через удобную высокую систему ходов попадаем в Зал Грешников.
Главная достопримечательность системы – Зал Верблюда. Есть удобный выход на поверхность через тоннель 120 м длиной,
ориентированный на запад.
Названия, данные левым участкам пещеры после последнего посещения: Ход блуждающий (плутающий),
Пылеход, Кандибобер; зал с верблюдом – Караван сарай, Верблюдь, Скотный двор.
Примечание: все «точные» данные, которые приводит Горный турист в своих описаниях, это результат
его собственных визуальных наблюдений, а не проведенных измерений.
Горный турист (ж)
Описание всей пещеры после первого посещения. Очень впечатляющая, довольно опасная, огромная, темная,
располагающая, с вертикальными и горизонтальными штольнями, коридорами, тоннелями, колодцами. Сухая, не гулкая,
вызывает большой интерес, незабываемая, радостная и слегка волнующая. При этом подавляет своими габаритами и лабиринтами.
Название, данное пещере после первого посещения: Лабиринтная.
Доктор (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Пещера на всем протяжении имеет монолитные стены, окрашенные
в серо-черный цвет. Бедная окраской, практически нет всплесков цвета. Узкие ходы чередуются с довольно большими залами,
но залы имеют неправильную форму. Нет хорошего горизонтального пола и параллельных стен, что могло бы дать ощущение
значимости. По всей пещере имеются следы человеческой деятельности, трубы, рельсы, штольни, что тоже снижает
величественность восприятия. Пол и лазы покрыты небольшим слоем осадочных образований.
Название, данное пещере после первого посещения: Темная.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Пещера Канигут представляет собой две системы ходов,
соединяющихся между собой. Центральный вход в пещеру очень широкий, имеется еще один отдельный вход. Вся система
ходов состоит как из естественных ходов, так и из штолен, поэтому вид пещеры своеобразен. После совершенно «диких»
залов можно наткнуться на искусственные проходы, где явно видны следы человеческой деятельности. В пещере много пыли,
особенно изобилующей в узких ходах. Стены пещеры неровные. Скальные породы, образующие стену, имеют темно-серо-голубую окраску.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Мрачная, Пылесос; зал с верблюдом – Верблюдица.
Описание правой части системы ходов пещеры, после последнего посещения. Правая система отличается большими
залами, имеются более менее свободные и широкие проходы. Отличается меньшим (относительно) количеством пыли.
Журналист 1 (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Пещера сухая, темная, протяженная, с сильным эмоциональным зарядом.
Ее темнота ослепляет, а тишина, когда не горит свет, рождает музыку Баха. Довольно тревожное настроение в провалах сменяется
спокойствием в залах и проходах. Пещера заставляет приходить и возвращаться еще раз. Глубокие колодцы ее тревожат, а темнота
залов напоминает вытянутого животного, свернувшегося клубком. Каменистые склоны, ниспадающие каскадами, напоминают лестницы.
Названия, данные пещере после первого посещения: Врата в сердце Земли, Столица подземного царя. Остановись.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Канигут как отчий дом, немного грустен, еще более радостен
от встреч с ним. Он встречает строго, как после долгой разлуки, и пытается напугать, но, поверив твоему доброму намерению,
тихо грустит вместе с тобой, раскрывая свои добрые объятия. Он совсем не страшен, как в начале, он наш добрый знакомый Канигут.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Логово старого друга, Глаз, смотрящий внутрь
себя; первая пропасть – Спящая красавица, Слепой колодец; вторая пропасть – Лестница в небо, Язык великана.
Описание правой части системы ходов пещеры, после последнего посещения. Вначале таинственная она вскоре становится
доступной и понятной, не тая в себе загадки, она похожа на круглый мячик, разделенный на две половинки, из которых выпущен воздух.
Описание левой части системы ходов пещеры, после последнего посещения. Она похожа на бездну, по которой ходишь
как по канату, ведущему неведомо куда. Ее загадки бесконечны и каждая из них хранит тайну, которую никогда не распознать.
Это маленький запутанный замок, в котором живет тайна.
Названия, данные левым участкам пещеры после последнего посещения: Муравейник, Начало вечного покоя, Спящая.
Журналист 2 (ж)
Описание всей пещеры после первого посещения. Разветвленная, темная, с запахом как в погребе, каменистая, с желтой пылью,
оскверненная, тихая, помнящая о многом, одинокая, выработанная, похожая на несчастную восточную старуху.
Названия, данные пещере после первого посещения: Помнящая о многом, Мусульманские катакомбы.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Холодная, темная, пыльная, заброшенная, тихая, загроможденная,
запутанная.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Заброшенная.
Психолог (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Извилистая, непонятная, похожая на лабиринт, достаточно опасная, исхоженная,
не очень красивая, не похожая на рудник погибели, не интимная.
Название, данное пещере после первого посещения: Кишечник динозавра.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Очень извилистая, не вызывающая желания побывать в ней одному,
навевающая мысли о смерти. Очень пыльная, что не вызывает желания быть в ней долго. Снаружи очень красивый главный вход,
напоминающий отрубленную голову дракона. Пещера с очень запутанными и неприятными ходами.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Туда одын нэ ходы, Захоронение кишечников
динозавров; вторая пропасть – Зал имени Васильченко-Свядоща (авторы книг по сексопатологии).
Описание правой части системы ходов пещеры, после последнего посещения. Уходящая штопором вниз, достаточно
широкая, имеет два больших зала, приблизительно по 10 м в диаметре, не очень пыльная, достаточно величественная. Во второй
пропасти надпись - «Клава и Маша великие грешники».
Описание левой части системы ходов пещеры, после последнего посещения. Очень извилистая, запутанная, с
множеством узких длинных ходов, пыльная, глистоходная, можно было бы назвать мерзкая, если бы не Зал Верблюда и кристаллы.
Прохождение по системе вызывает не эстетические эмоции, а удовлетворенность, что, «слава Аллаху», система пройдена.
Спелеолог 1 (м)
Вся пещера после первого посещения. Объемная пещера уходит вниз по спирали, сухая, запыленная, встречаются влажные
участки, много искусственных ходов, детальный осмотр может дать интересные результаты, натечных образований не наблюдал.
Название, данное пещере после первого посещения: Большие камни.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Сухая запыленная пещера, имеет несколько больших залов,
средние по глубине пропасти, в нижних участках встречается вода, много узких, извилистых ходов, оканчивающихся тупиками,
за счет пробитых штолен много сквозняков.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Большие камни; первая пропасть – Конус;
вторая пропасть – Зал с автографами; зал с верблюдом – Грот верблюда.
Спелеолог 2 (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Большая, интересная, манящая, требующая внимательности при прохождении,
преподносит сюрпризы, средней сложности, очень извилистая и запутанная, немного таинственная, не балует красотой.
Название, данное пещере после первого посещения: Чертова яма.
Спелеолог 3 (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Вертикальная, сухая, пыльная, насыщенная косыми линиями, изломанная
в пространстве темноты, могучая и предостерегающая. Чужая человеку и не воспринимающая его. Достойная пещера для достойного
исследования.
Название, данное пещере после первого посещения: Мир искаженных перспектив (пространств).
Описание всей пещеры после последнего посещения. Пыльные проходы, неудобные перелазы. Винтоходы, пыль, пыль
веков. Печаль и полумрак. Грозный часовой веков.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Мир без горизонта; первая пропасть –
Величественная пустота; вторая пропасть – Голубой провал; зал с верблюдом – Обвальный.
Описание правой части системы ходов пещеры после последнего посещения. Величественные залы. Сырые штольни.
Искалеченный вход. Современность до неприятности. Величественная голубизна провалов. Трагический мир.
Описание левой части системы ходов пещеры после последнего посещения. Провалы за провалами. Опасные каменные
спуски. Благородные взлеты плоскостей. Дыхание веков. История в спусках-гранях. Мир древних чудес.
Названия, данные левым участкам пещеры после последнего посещения: Благородная – классическая.
Спортсмен (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Удивляющая размерами, таинственная, многоходовая, безжизненная.
Воспринимающаяся визуально без всякого восторга.
Название, данное пещере после первого посещения: Громадина.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Пещера гигантская, состоящая из огромных двух залов и
многочисленных более мелких. Удивляет своей многоходовостью. Многочисленные лабиринты увлекают и запутывают. От этого она
еще более влечет к себе.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Громадина; первая пропасть – Молчаливая;
вторая пропасть – Таинственная; зал с верблюдом – Тихая обитель.
Описание правой части системы ходов пещеры после последнего посещения. Иду полный надежд, удивляют масштабы.
Описание левой части системы ходов пещеры после последнего посещения. Очень много извилистых ходов, которые
в точности я не запомнил. Понравился подъем и спуск (неоднократный) по лестницам и по веревке.
Циркач (ж)
Описание всей пещеры после первого посещения. Пещера Кани-гут производит впечатление очень грустной и забытой.
Брошенное и забытое величие поражает воображение.
Названия, данные пещере после первого посещения: Блуждающая, Черный провал, Громадина, Ждущая,
Черный лабиринт, Чертово колесо.
Художник (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Хаотическая, необыкновенная, тревожная, пыльная, сухая, интересная,
загадочная, угрожающая, тоскливая, в меру освежающе отрезвляющая, таинственная, напряженная, волнующая, неприятная, утомляющая,
довольно живописная, местами ошеломляющая, потрясающая, пугающая, грязноватая и интригующая.
Названия, данные пещере после первого посещения: Хаотическая, Загадочно-напряженная.
Описание всей пещеры после последнего посещения. Пещера воспринималась мной очень большой, со всеми залами,
пропастями и очень узкими извилистыми длинными лазами – лабиринтами.
Названия, данные пещере после последнего посещения: вся пещера – Хитрая; первая пропасть – Мешок;
вторая пропасть – Великий хаос; зал с верблюдом – Приятный зал.
Энтомолог (м)
Описание всей пещеры после первого посещения. Напоминает желудочный тракт растительноядного животного,
входишь в рот, выходишь из многоточия. Надписи на стенах наводят на мысль о том, что в послевоенные годы пещеру посещали
более тщеславные люди нежели чем в 80-тые. Пещера напоминает женщину, много повидавшую на своем веку, но гордую и красивую.
Названия, данные пещере после первого посещения: Хранилище временных отражений, Лабиринт ушедшей жизни.
* * *
[1] Варианты написания названия пещеры: устаревшие - Кан-и-гут, Кан-и-Гут; современные - Кани-гут, Кани-Гут; допустимые в
русскоязычной передаче - Канигут.
[2] В 1966 году кинокомпания Узбекфильм выпустила приключенческий художественный фильм «Тайна пещеры Каниюта», снятый по
одноименной повести. При желании его можно посмотреть в Интернете. Кроме сходного с Канигутом названия киношной пещеры и
находящегося в ней жильного золота (сокровища из рассказа Авиценны) с реальной пещерой больше никакой связи нет.
[3] Всю систему ходов Канигута мы, как-то не сговариваясь стали делить на правую и левую части. Возможно, это произошло
потому, что сначала разобрались с устройством правой части, прилегающей к Главному ходу, куда вошли Первая и Вторая
пропасти, а потом с устройством левой части, включающей Верхний вход, ход с 18-ти метровой металлической лестницей и
Верблюжий зал. Между ними нашли соединение через короткий лабиринт, иногда называемый Объемным. Надо заметить, что всю
систему ходов удобнее проходить не от главного входа, а, наоборот, от верхнего входа на склоне. Если просто знакомить
людей с Канигутом, то лучше весь этот маршрут не проходить, чтобы поменьше пачкаться. Достаточно от главного входа
посетить Первую и Вторую пропасти, поднявшись обратно по пути спуска, а в Зал Верблюда пройти через штольню, не путаясь
в объемном лабиринте. Для этого вполне хватит одного дня. Но если заниматься поисково-разведывательными работами, то и
целого месяца мало будет.
[4] Было бы очень интересно узнать, что испытывали безвестные ныне шахтеры Канигута в годы Великой Отечественной Войны.
Кем они были - заключенными, военнопленными, наемными рабочими? Вся их жизнь - страдания, радости, желания, надежды,
покрыты канигутской тьмой. Неужели и вправду их всех убили после окончания работ, а тела засыпали камнями в колодцах
нижнего горизонта. Куда делся инженерно-технический состав, почему никто не оставил воспоминаний? Говорили, что каждая
пятая пуля, выпущенная в годы войны на полях сражений, была из канигутского свинца. Немыми свидетелями недавнего прошлого
недалеко от входа в пещеру стоят отштукатуренные стены домов небольшого рудничного поселка, наводят на грустные размышления
руины низеньких каменных строений «Мертвого города», громоздятся разноцветные отвалы горной породы, а внутри пещеры хаос
заброшенного рудника.
[5] Научный анализ пещерного имятворчества и психологического восприятия 10 пещер, к сожалению, до сих пор еще не сделан.
Сокровища пещеры Кани-Гут
текст, подготовленный, но не вошедший в вышедшую в 2005 году Энциклопедию сакральной географии
Овеянная романтической славой пещера-рудник Кани-Гут на протяжении 900 лет считалась
одной из самых загадочных в Средней Азии. Пещера представляет собой лабиринт,
состоящий из крупных гротов, вертикальных колодцев и извилистых пересекающихся
коридоров, общей длиной около трех километров. Один из залов достигает 80-метровой
длины и 30-метровой высоты при ширине 20 метров. Однако естественная конфигурация
пещеры сильно изменена в связи с добычей здесь в прошлом железных и свинцово-серебряных руд.
В переводе с таджикского языка название Кани-Гут означает «Рудник Погибели» или
«Глотающий Рудник». Советские геологи прозвали его «Страшилище». Тяжелому восприятию
пещеры способствует и буро-коричневый цвет ее стен. Как пели спелеологи на мотив
известной студенческой песни: «Фонарем посветишь в угол, тень метнется в стороне
и душа уходит в пятки на проклятой глубине ...». Названия частей Кани-Гута говорят
за себя сами: «Зал скелетов», «Первая пропасть», «Вторая пропасть», «Лабиринт левого
хода», «Зал с Верблюдом». Думается, что любители творчества Д.Р.Толкиена вполне
справедливо, и не без оснований перекрестили бы Кани-Гут в Морию.
Геолог М.Г. Попов один из участников исследования пещеры в 1920 году оставил о ней
следующее воспоминание: « Кон-и-Гуи есть Кон-и-Гут, рудник погибели, исчезновения,
и скелеты несчастных, которые мы нашли, неоспоримо показывали, что трагическое
название, данное пещере, реально оправдывало себя. Объятый таинственной жутью бедный
сын Туркестанских нагорий входил в эту пещеру, овеянную легендами, и в беспросветной
тьме ее извивов тщился найти сокровища - золото и драгоценные камни, верблюда с
алмазными глазами и бирюзовое озеро - и вместо этого, о чем говорила легенда, он
находил себе смерть на гладких грандиозных обрывах пещеры или в ее узких покатых
трещинах, где от небольшого толчка катятся и рушатся глыбы камня ...».
Археологические находки показывают, что рудник в пещере активно разрабатывался с
VI по XI век. Затем был период затишья и вновь интерес к нему возник в XIX веке.
За восемь веков бездействия рудника почему-то сложилось убеждение, переходящее в
уверенность, что в глубине кем-то из правителей края спрятаны несметные сокровища.
Последним называли Худояр-хана властелина Кокандского ханства в XIX веке, на
территории которого и находился Кани-Гут.
Поиск сокровищ в пещере был исключительно опасным предприятием. В пещеру будто бы
опускали узников, приговоренных к смертной казни. И выйти они могли, только отыскав
клад. Кани-Гут бесстрастно отбирал свою дань. Не случайно в его дальних залах
обнаружены скелеты людей, покрытые остатками кожи.
Мысли о бесхозно валяющихся сокровищах не дают спокойно спать молодым людям и в
наше время. Любителей поискать то, что не теряли, хватало во все времена. Мы сами
видели трех современных кладоискателей, которые приехали в Кани-Гут на мотоцикле
(раньше это делали на лошадях, но мы живем в другое время). Они долго расспрашивали
нас о том, что мы видели в пещере. И каково было их разочарование, когда они узнали,
что из Кани-Гута не ведет подземный ход, заканчивающийся в Худжанде, где, по их
сведениям, сообщенным в строгой тайне одним аксакалом, и хранятся несметные богатства.
Нездоровый интерес к сокровищам Кани-Гута подогревался многочисленными пересказами
истории, сочинение которой приписывается всемирно известному ученому средневековья
Абу Али Хусейну ибн Абдуллаху ибн Хасану ибн Али ибн Сине (Авиценне). Текст этого
сочинения был переведен с персидского языка на узбекский и русский в 1896 году
преподавателем М.Г.Маллицким и оказавшими ему содействие М.С.Андреевым и муллой
Ками из медресе Бекляр-беги в Ташкенте. Многие исследователи с сомнением относились
к тому, что автором текста был именно Ибн Сина. Но поскольку произведение было
подшито к рукописи его произведения, не слишком придирчивые люди считают, что оно
принадлежит перу великого ученого.
Смысл повествования глубоко эзотеричен. Движение через мистическую пещеру, которое
начинает неофит, собирая сокровища, а затем заканчивает адепт, вполне соответствует
суфийской тарике, мистическому способу следования по мистическому пути.
Совокупность эзотерических символов, объединенных рамками тарики, по суфийским
представлениям являет собой сирр (тайну), доступную только для посвященных.
Я беру на себя большую смелость, комментируя перевод текста, ибо каждый термин
имеет здесь специфическую нагрузку, при неправильном применении меняющую свое значение.
* * *
Так говорил Абу Али Сина: мудрецы сокрыли все золото (знания) и украшения мира
(духовные ценности) в разных местах, и завладеть этим нелегко. Так, в стране
Мавараннахра (средневековая область в Средней Азии, между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей)
есть город, лежащий среди гор, по имени Исфара (на юго-западе Ферганской долины).
В его области есть место, именуемое Гут (то есть реальный Кани-Гут). Мудрецы
оставили сокровища (знания и духовные ценности) в том месте и наложили на них
заклятие (скрыли под символами эзотеризма).Описаниям и рассказам об этом нет
числа (суфийские притчи, предания, назидательные повествования, философские
тексты - наполненные скрытым, эзотерическим смыслом).
Если какой-нибудь человек захочет войти в это место (хранилище духовных ценностей)
или пожелает завладеть какой-нибудь вещью (знаниями), то должно сговориться с
несколькими лицами (наставниками на пути к хранилищу мудрости) и войти туда
(то есть быть посвященным), имея в руках некоторые вещи (здесь, методы практики)
и не разглашая об этом (следование по суфийскому пути, дело сугубо интимное).
Пусть они (неофит и наставники) не объявляют об этом никому; лучше держать это в тайне,
а обнаруживать не годиться. И идя туда, не мешает скрываться от дурных людей (врагов веры),
дабы не приключилось зло.
Когда достигнут того места (входа в реальный Кани-Гут) и там прочтут следующую молитву,
а потом дунут направо и налево (обязательное ритуальное действие). Молитва следующая:
«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху. Слава Аллаху. Нет божества, кроме Аллаха.
Аллах велик. Все, что Он хочет, бывает, а чего Он не хочет, не бывает. Прошу прощения у Аллаха во
всех грехах моих и каюсь перед ним». После того пусть прочтут три раза аят Корана «Престол»:
«Аллах - нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им не дремота, ни сон;
Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с его позволения?
Он знает, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания,
кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, - поистине,
Он - высокий, великий».
По прочтении этого аята пусть подождут (происходит вхождение из реального в мистический или
виртуальный Кани-Гут). И тогда покажутся в том месте тысяча гумбазов (куполов или сфер,
буквально реликвариев, где хранятся духовные истины) и четыре тысячи дорог (путей к
истинам) и многие заключающиеся там «талисманы» (эзотерические символы).
И будут видны всевозможные «талисманы» (эзотерические символы истин).
Тогда надо читать аяты Корана и суру фатиху (начальная сура, носящая название «открывающая»)
и идти по направлению к «талисманам». И не страшась, не боясь тех «талисманов» (то есть
руководствуясь пояснениями наставников, раскрывших их эзотерический смысл), пусть входит, в
какую дверь ни захочет (надо понимать, что дороги, идущие от сфер, начинаются с открытия дверей -
условных преград, отделяющих неведение от пути к истине). Входя, пусть сделает у начала входа
заметку, дабы не заплутаться на обратном пути. (Постижение истины не главная цель неофита, он не
должен отождествляться с приобретенным на одном из путей знанием. Иначе он не сможет вернуться назад
к исходной позиции. Ведь главная его цель - единая и неделимая Истина - постижение того, что все пути
ведут в одно место, к Аллаху. Но, для этого нередко необходимо попробовать не один путь, пока не будет
найден верный).
Входящий пусть берет с собой много пищи (возможно, наставлений или духовных текстов) и пусть
имеет с собою достаточно инструментов (методов постижения): например, лом, кирку и тесло
(здесь зашифрованы названия методов, посредством которых неофит, как рудокоп, добывает ценные
знания на пути). Захватив с собой эти орудия, а также стеклянный фонарь (символ субъективного
восприятия пути, окруженный «стеклами» - прозрачными наставлениями и напутствиями) и свечей, пусть
идет при их свете. (Свечи здесь подразумевают духовность, и личное стремление преодолеть путь).
И если пойдет по левой дороге, то пусть не желает осматривать других дорог, дабы не потерять сил от
утомления. И если Аллаху будет угодно, вошедший достигнет желаемого. (В известном мусульманском
рассказе о вознесении пророка Мухаммада на небо (мирадж) говорится, что «Адам восседает на седьмом небе,
откуда начинается по правую сторону дорога в рай и по левую в ад». Чтобы стать гармонично развитой личностью,
неофит должен посетить и ад и рай, где приобретет переживание противоположных состояний сознания.
В противном случае его развитие будет однобоким. И Мухаммад по воле Аллаха посетил и ад и рай).
И когда вошедший отсчитает с того места известное количество шагов (неофит находится в медитативном
состоянии, мысленно произнося молитвенные формулы «зикры», откладывая их количество на четках. «Шаг» -
одно зерно четок), то покажется толчея (ступка - суета мирской жизни), и видна будет плита
с письменами (каменная скрижаль). На той плите начертана надпись на еврейском языке. (Здесь
подразумеваются заповеди Моисея. Неофит, двигаясь по пути через ад - жизнь без бога, изучает стадии
формирования философии ислама - иудаизм и далее христианство. Но, по мнению мусульман, исповедующие их
попадают в ад). Прочтя эти письмена, пусть поразмыслит хорошенько о них и из них поймет нечто.
Записав это, пусть поступает согласно этому. (Интересно выглядит рассказ, если посмотреть на него
с позиций реальности. Значит рудокоп должен уметь читать по еврейски и, спускаясь под землю, помимо
лома и кирки нести с собой перо, бумагу и чернила). Пусть не подходит к толчее (суете мира)
близко и не вступает на другую дорогу. (Задача неофита пересечь ад, набравшись знаний, а не погружаться
в него). И когда пройдет несколько шагов, покажется стеклянный чертог. (Неофит находится на
верном пути. Но «стеклянный чертог» - призма его субъективного восприятия мира, представленного в рассказе
как ад, мешающая постичь природу Аллаха, являющую собой объективную действительность). И потом
вошедший увидит, что стоят несколько людей, имея в руках мечи и кинжалы (Это органы восприятия неофита:
язык, глаза, нос, уши и осязательные рецепторы, искажающие действительность и создающие ложное восприятие
пути ее постижения). Не боясь их, пусть идет, читая аяты из Корана.
И есть в том месте галерея. (Прямой, привлекательный вначале путь, ведущий к ложному учению).
Там стоит человек, держащий в одной руке лук, а в другой меч (хранитель ложного пути, на котором
кроме смерти неофита ничто не ждет). Пусть не подходит близко, иначе он убьет из лука, а если подойти
с левой стороны, то загубит мечом. Итак, пусть будет осторожен и не ходит в ту сторону.
И в том месте есть плита с письменами. (Вторая скрижаль с заповедями, на этот раз, возможно,
христианского учения). Пусть прочтет их и поступает согласно смыслу. И другой дороги кроме этой нет.
(Не в смысле того, что неофит должен сделаться христианином, а в смысле постижения последовательности
божественного замысла, последовательности развития учения ислама).
Миновав это место и совершив несколько переходов (процесс обучения), вошедший выйдет к поверхности
одного озера (живительная влага, источник жизненных сил, святое место - дар Аллаха. Здесь на стоянке
неофит становится адептом веры, хотя он по прежнему находится в аду). Пусть он благоразумно потушит
свой светильник (субъективную веру): всякий камень, который находится в озере, дает свет подобно
светильнику (свет истин открывшихся на пути постижения Аллаха). Пусть возьмет их: все камни того
места дают свет. И пусть идет при их свете. От того места пусть идет сто шагов пути (сто зерен четок,
из которых 99 имена (качества) Аллаха и одна совокупность 99, сам Аллах), - и покажется там гора
(препятствие). И вошедший достигнет склона той горы. Дорога там тесная и узкая (преграды на
духовном пути). Проходя по тому месту, нужно ступать со всевозможной осторожностью. (Легко погибнуть,
не выбравшись из адской теснины, несмотря на приобретенные знания). Сделав сто шагов, минует то место.
(постигая качества Аллаха, препятствия можно преодолеть). И там находится спящий верблюд.
(Это символ учения ислама. Он находится в аду мирской жизни потому, что Аллах даровал учение для людей,
погрязших в ней. Но адепт должен не только пробудить «верблюда», что было бы достаточным для многих людей,
а приобрести истинную, не субъективную веру). Глаза его блестят, как алмазы. Пусть возьмет себе глаза
верблюда и довольствуется ими во многих нуждах. (В иносказательной форме объясняется, что адепт уверенно
смотрит теперь на мир «глазами» истин ислама и руководствуется ими в при каждой необходимости).
И когда пройдет некоторое количество шагов еще, покажется одно место (где произойдет последнее адское
испытание веры). По обеим сторонам его горы (препятствия), а в середине дорога (путь
адепта), а с обеих сторон ее пещеры (входы в бездны подсознания, где обитает глубинный ужас).
И появится из той пещеры дракон (зверь из бездны, точнее самый большой личный страх, который надо
преодолеть, дабы покинуть ад навсегда). Из пасти его будет извергаться пламя фонтаном наподобие молнии.
Тогда нужно читать: «Аллах благоволит к рабу своему и спасет, Он самый милостивый из милостивых. Нет
божества кроме Тебя. Хвала Тебе. Нет силы и крепости, кроме как в Аллахе всевышнем». (Адепт непоколебим.
Он приобретает несокрушимую веру в Аллаха и заслуживает духовную награду).
Прочтя этот аят Корана, пусть продолжает свой путь и вскоре достигнет того места, где виден сад.
(«Сад» в данном случае «рай», традиционный суфийский эзотерический символ. Сад находится выше седьмого
неба). И там пусть благоговейно читает следующую молитву: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
О, Аллах.! Да будет благословение над нашим господином, пророком Мухаммадом, и над потомством Мухаммада,
начиная с первых из них, и да будет благословение над нашим господином, пророком Мухаммадом, и над потомством
Мухаммада, до последних из них. О, Аллах! Да будет благословение над нашим господином, пророком Мухаммадом,
в сан верховных ангелов до дня суда по милосердию Твоему, о Ты, самый милостивый из милостивых». (Бывший
неофит, ставший адептом, достигает конечной цели пути, за что просит Аллаха даровать высшую милость пророку
Мухаммаду, прошедшему путь первым и открывшему его для других).
Со вниманием читая эту молитву, входящий увидит, что кирпичи в ограде того сада (рая) сделаны из
золота и серебра (то есть из духовных знаний ислама). А ключ от того сада находится там же.
И отворив дверь, пусть войдет. («Ключ» - последнее посвящение, устраняющее «дверь», - последнее препятствие)
. Там есть одна плита с письменами. Пусть обратит на нее внимание и, прочтя те письмена, да разумеет.
(Здесь подразумевается огромная, сияющая, белого жемчуга скрижаль Предназначения с надписями, сотворенными
мерцающим светом, высящаяся возле трона Аллаха). И, можно из тех кирпичей несколько взять. (Возможно,
здесь речь идет о непреходящих истинах, которым адепт неизменно будет следовать всю оставшуюся жизнь и
преподавать их другим).
Если входящий будет иметь желание еще осматривать и прогуливаться, то внутри есть две речки. (Отсюда следует
типичное для мусульманской агиологии описание рая). Одна из них имеет чистую, прозрачную воду, в высшей
степени вкусную, белую как молоко (символ сакральной чистоты, напиток праведности). А другая речка
течет медом (символ бессмертия, напиток вечной жизни и райского блаженства). И над речкой бесчисленные
пчелы (праведные души) построили ульи (мир гармонии и космического порядка). И когда покинут
то место, то покажутся деревья всевозможных цветов (райские кущи, как неповторимые растительные узоры, сама
суть присутствия бога в сплетениях судеб мира). И когда будет проходить под теми деревьями, то будут
раздаваться различные мелодии и пение приятных голосов (ангельское пение, восхваляющее творения божьи).
И как только ухо человека услышит это, человек падает без чувств. (Удивительные райские состояния,
переживаемые адептом, чрезвычайно привлекательные и заманивающие. Они опасны адепту, так как он может утратить
ощущение реальности, отождествиться с происходящим и навсегда покинуть земной план существования). Уносится
сознание того человека, и он не приходит в себя. Нужно приближаться к тому месту, крепко заткнув уши ватой
(то есть обеспечить самоконтроль). И если пожелает взять листьев и ветвей (моменты чудесных переживаний
даруемые ему богом) с тех деревьев, то это представляется его воле ... Так рассказывал Абу Али Сина.
* * *
Вполне вероятно суфийские радения происходили когда-то возле входа в пещеру. Но работа рудника в середине
XX века настолько видоизменила привходовую часть, что стало невозможно судить о том, какая она была раньше.
Была там когда-то и каменная скрижаль с надписями. В 1850 году ее видел посетивший разработки кокандский
курбаши с несколькими рабочими. В 1896 году этот камень был доставлен М.С. Андреевым в Ташкентский музей.
Надпись в три строчки оказалась арабской, начертанной куфическим шрифтом. Из них была разобрана только
верхняя строка: «... в тот день (суда) кому будет принадлежать царская власть? - Аллаху единому, грозному ...».
Каменная скрижаль пропала из музея уже в дореволюционное время.
КАНИ-ГУТ
выдержки из книги: Третий ярус мироздания. Бишкек, 2013
В эзотерическом рассказе отражен процесс движения человека к месту, где Аллахом созданы особые условия
для праведников. В средневековом ирано-арабском мистицизме это место называли «Сад» или «Сад Жизни»,
что является метафорой понятия «Рай». Пещера выступает символом «сердца» человека - арабск. «калб»,
значение смысла которого в некоторых контекстах означает «разум; душа». В суфизме «калб» орган
познания, наделенный видением сущности вещей, место общения между богом и человеком. Ибн Араби,
наряду с традиционными представлениями, считал сердце местом, «где встречаются две радикально
противоположные стороны единого божественного Абсолюта: трансцендентальная и материальная».
Символизм пути, пролегающего по «пещере сердца», близок к идее прохождения лабиринта, символизирующего
духовный поиск человека. «Лабиринты бывают двух видов» - поясняет Дж. Купер. «Однонаправленные,
где один путь ведет к центру, а потом снова ко входу, где нет выбора, головоломных задач, попыток
сбить путника с пути ... В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить
путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решать трудную проблему.
Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта. Это возвращение к центру; вновь
обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и
возрождение, и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни
через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению, Небесам».
Трудности пути в «пещере» Кани-Гут преодолеваются путником с верой в Аллаха. Каждой стадии движения
соответствует своя благодарственная или защищающая молитва, позволяющая с видимой легкостью
преодолеть очередное препятствие или своевременно поблагодарить Бога за оказанную милость.
В тоже время, рассказ, изобилующий мусульманскими эзотерическими символами, основан на традиционных
реалиях волшебных сказок, в свою очередь происходящих от древних космографических мифов, явно
просматривающийся через усложненный и измененный сюжет. Вначале все происходит как и прежде:
путник приближается к пещере и входит в нее. Затем он двигается по ходу, преодолевая трудности
(в сказках этот момент отсутствует), и входит в тесное (адское?) пространство, где встречается
с драконом - хтоническим чудовищем сказок. Отсюда путник перемещается в пространство райского
сада, обретая в результате блаженный покой. Так древний мотив подземного мира предков, в который
когда-то мог попасть каждый, не нарушающий правила родовой общины, был преобразован в
мусульманский рай, честь пребывания в котором следовало заслужить праведной жизнью и служением Аллаху.
Пещера-рудник Кани-Гут, или Занг-Кур
Административное расположение: Кыргызстан, Ошская обл., Баткентский р-н. Географическое расположение:
в 18 км к северо-западу от поселка Самаркандык, в урочище Шодымир, на южном склоне гор Сарытау
(северный отрог Туркестанского хребта), в средней части ущелья Занкурсай. Природно-хозяйственный
пояс: среднегорье. Относительное положение: подножье склона.
Тип полости: коридорно-гротовая, нисходящая. Количество входов: два. Ориентация и размеры основного
входа: 42o (северо-восток); ширина: 5,4 м; максимальная высота: 9,0 м. Физическая характеристика:
длина основного хода: 1000,0 м; средняя ширина: 12,0 м; средняя высота: 10,0 м; максимальная глубина:
-70,0 м; площадь пола: 12000 м2; общий объем: 120000 м3; Один из залов достигает 80-метровой длины
и 30-метровой высоты при ширине 20 метров.
Название: в переводе с таджикского языка «Кани - Гут» означает буквально «камень (с) рудником», где
«кан» - «копать, вырывать» употребляется повсеместно в значении «рудник» и «гут» - «большой камень».
(Хромов, 1975). Вход в пещеру расположен в «торцевой» части выступающего из склона горы небольшого
скального уступа. От него, видимо, и пришло в название слово «большой камень».
Распространено было и другое толкование названия «Кани-Гут» - «рудник исчезновения» или «рудник погибели».
Происхождение такого толкования обязано, скорее всего, омонимам «гут»- таджикское «большой камень» и
«гут» - в каратегинском диалекте таджикского языка «глотать, проглатывать; нырять», применяемого также
как и таджикский глагол «гутидан». (Розенфельд, 1982). В таком случае название «Кани-Гут» будет означать
«глотающий (проглатывающий) рудник» и переводиться по смыслу как «рудник, где исчезают (в смысле гибнут)
люди». Тем самым рудокопы хотели выразить свое отношение к опасной пещере, где легко заблудиться или
погибнуть под обвалом. За эту особенность советские геологи прозвали Кани-Гут - «Страшилище».
Другое местное название пещеры «Занг-Кур» теперь сохранилось только в названии ущелья «Зан(г)курсай».
В таджикском языке «занг» - «ржавчина», а «кур(а)» = «гур» = «гут» в значении «большой камень».
В пещере все стены буро-коричневого цвета от окислов железа, что и послужило основой названия.
Общие сведения: Пещера представляет собой лабиринт, состоящий из крупных гротов, вертикальных колодцев
и извилистых пересекающихся коридоров. Однако естественная конфигурация пещеры сильно изменена в связи
с добычей здесь в прошлом железных и свинцово-серебряных руд.
Археологические находки показывают, что рудник в пещере активно разрабатывался с VI по XI век. Затем
был период затишья и вновь интерес к нему возник в XIX веке. За восемь веков бездействия рудника
почему-то сложилось убеждение, переходящее в уверенность, что в глубине кем-то из правителей края
спрятаны несметные сокровища. Последним называли Худояр-хана властелина Кокандского ханства в XIX
веке, на территории которого и находился Кани-Гут. Поиск сокровищ в пещере был исключительно
опасным предприятием. В пещеру будто бы опускали узников, приговоренных к смертной казни.
И выйти они могли, только отыскав клад. Кани-Гут бесстрастно отбирал свою дань. Не случайно
в его дальних ходах обнаружен скелет человека, покрытый остатками кожи.
Культовые проявления: в 1896 году возле входа в пещеру был обнаружен « большой камень с высеченными
на нем куфическим почерком тремя строками арабского текста. В верхней строке позднее удалось
разобрать слова 16 стиха 40 главы Корана: «Кому будет принадлежать власть в день Суда?
Богу единому, грозному». (Массон, 1934,1971).
Народные представления: рассказывают, что на дне пещеры имеется подземная река с переброшенным
через нее мостом, за которым вновь начинаются пещеры. (Масальский, 1913); считается, что из
пещеры ведет подземный ход, заканчивающийся в Худжанде (бывш. Ленинабад). (Огудин, 1987).
Обрядовые действия: приведу выдержки из перевода Н. Маллицким (1896) текста, содержащие сведения
о суфийской практике вхождения в медитативное состояние: «... в стране Мавараннахра есть город,
лежащий среди гор, по имени Исфара. В его области есть место именуемое Гут. ... Если какой-нибудь
человек захочет войти в то место ... то должно сговориться с несколькими лицами ... и не разглашая
об этом. Пусть они не объявляют об этом никому; лучше держать это в тайне, а обнаруживать не годится.
... Когда достигнут того места, пусть подождут один час и там прочтут ... молитву, а потом дунут
налево и направо. ... После того пусть прочтут три раза стих Корана «престол», потом дунут и прочтут
также стих .... По прочтении этого стиха пусть подождут. И тогда покажутся в том месте тысяча
куполообразных отделений (гумбаз) и четыре тысячи дорог и многие заключающиеся там «талисманы». ...
Тогда надо читать упомянутые стихи из Корана и суру фатиху и идти по направлению к «талисманам».
И не страшась, не боясь тех «талисманов», пусть входит, в какую дверь захочет ...». Из приведенного
отрывка видно, что для проведения практики медитации использовалась только привходовая часть пещеры.
Примечание. В народных рассказах и в произведении, приписываемом Ибн Сине, прослеживается один и
тот же древний мифологический сюжет о подземном мире.
Пещера имеет множество ходов и только один из них верный, ведущий в райский сад, где текут реки, и
находится множество драгоценностей.
Источники приведенных сведений:
Маллицкий Н.Г. Рудник Погибели / Пещера «Кан-и-гут». // Туркестанский
кружок любителей археологии. Год II. Приложение к протоколу от 11 декабря 1896 г. Ташкент, 1897. -
С. 1-18.
Масальский В.И. Туркестанский край // Россия. - Том XIX. -СПб, 1913. - С. 698.
Попов М.Г. Пещера Кон-и-Гут в Ферганских горах. // Известия ТОРГО. - Том XVII. - Ташкент, 1924.
- С. 179-184.
Массон М.Е. Из истории горной промышленности Таджикистана / Былая разработка полезных ископаемых.
Л.: Изд-во АН СССР, 1934. - С. 56.
Массон М.Е. Рудник Погибели. Фрунзе: Кыргызстан, 1971. - 48 с.
Розенфельд А.З. Таджикско - русский диалектный словарь (Юго-Восточный Таджикистан). Л.: Изд-во
Ленинградского университета, 1982. - С. 87
Огудин В.Л., полевые записи 1987 г.
|
|